Перспективы развития нефтегазового сектора в Украине

К 2035 году нефтегазовый сектор Украины должен достичь следующих ключевых целей:

  • создание благоприятных условий для развития собственной сырьевой базы для добычи углеводородов ;
  • оптимизация баланса потребления природного газа, нефти и нефтепродуктов и их эффективное использование;
  • обеспечение эффективного использования нефтегазовой инфраструктуры, в частности магистральных нефте-и газопроводов, подземных хранилищ газа (ПХГ), газораспределительных сетей и др.

Потребление газа

Что касается потребления газа, то активные меры, направленные на обеспечение эффективного использования тепловой энергии и газа как домашними хозяйствами, так и промышленными предприятиями, позволят снизить потребление газа в среднесрочной перспективе и будут способствовать оптимизации будущего потребления с возможностью его роста в зависимости от экономического прогресса страны, о перспективах которого можно найти на сайте Украинской Энергетической Биржи https://www.ueex.com.ua/. Особенно, к 2035 году планируется увеличить Рекомендацию отечественного газа до 30-35 млрд куб. м / год, в том числе из нетрадиционных источников.

Развитие собственной ресурсной базы страны и увеличение добычи должны достигаться за счет увеличения объемов геологоразведочных работ; совершенствования и ужесточения налогового режима для производителей углеводородов; продолжения поисково-разведочного бурения и интенсификации работ по освоению трудноизвлекаемых месторождений углеводородов; увеличения разведочного и эксплуатационного бурения, а также геофизических исследований на разрабатываемых месторождениях; применения методов интенсификации добычи на имеющихся месторождениях; строительство дожимных компрессорных и насосных станций на месторождениях с остаточными ресурсами и запасами; совершенствование учетной политики в области добычи углеводородов и внедрение стандартов прозрачности ИПДО для добывающих отраслей, включая разработку, утверждение и внедрение отраслевой методики учета затрат на отдельных месторождениях углеводородов; повышение прозрачности и последовательности выдачи разрешений на недропользование; обеспечение недискриминационного доступа к геологической информации; развитие добычи природного газа и нефти на шельфе Черного и Азовского морей, в том числе в прилегающей к Крыму шельфовой зоне (по возвращении ее под юрисдикцию Украины) с участием ведущих международных нефтегазовых компаний, подробнее с этой информацией можно ознакомиться в статье ТБ УЭБ https://www.ueex.com.ua/exchange-quotations/natural-gas/.

В краткосрочной перспективе пересмотр договорных отношений с Россией через переговорный процесс в трехстороннем формате (ЕС-Украина-Россия) необходим с целью изменения схемы приема и отвода транзитного газа с западной на восточную границу Украины при поддержке Европейского Союза. Диверсификация поставок газа с минимизацией зависимости от любого отдельного поставщика или конкретного маршрута является одним из последних крупных достижений Украины. Она должна быть сохранена и дополнительно укреплена за счет строительства дополнительных трубопроводов – интерконнекторов между Украиной и ее соседями по ЕС.

Из-за неудовлетворительного состояния и некачественной структуры газораспределительной системы (ГРС) существует риск увеличения аварийности и потерь газа в распределительных сетях. Кроме того, учитывая отсутствие стимулов для инвестирования в ГРС, решение вопроса о владении ГРС становится приоритетной задачей.

Для достижения целей ESU-2035, связанных с интеграцией национальной газотранспортной системы (ГТС) в Европейскую сеть, необходимо принять комплекс мер по обеспечению максимальной надежности, открытости и прозрачности деятельности национального оператора ГТС. Реализация этих мер требует, прежде всего, отделения оператора ГТС от вертикально интегрированной компании, способствуя тем самым недискриминационному и прозрачному доступу участников рынка. Очевидно, что необходимо также оптимизировать мощность и технологические параметры функционирования ГТС в соответствии с ожидаемыми сценариями использования и внедрить Европейское энергетическое законодательство, включая сетевые кодексы и руководящие принципы ЕС, а также передовую деловую практику европейских операторов ГТС.

На сегодняшний день использование инфраструктуры подземных хранилищ газа (ПХГ) несколько ограничено. Это связано с уменьшением сезонных колебаний стоимости природного газа, вызванных снижением спроса и увеличением пропускной способности трубопроводов в обозримом будущем; наличием избыточных мощностей ПХГ во многих европейских странах; текущими технологическими режимами отечественных ПХГ; и внедрением трансграничных связей между некоторыми странами через интерконнекторы, способствующие балансировке их рынков. В то же время потенциал украинской системы ПХГ оценивается как значительный, что позволяет привлекать новых партнеров, повышать эффективность эксплуатации и технические параметры, а также использовать лучший международный опыт в управлении ею. В последние годы Украина использует до 60% общего объема ПХГ капа-Сити для собственных нужд (48% в 2016 году). Таким образом, имеющиеся мощности системы подземного хранения газа для сезонного хранения природного газа другими компаниями, в том числе зарубежными, достигают 8-15 млрд кубометров.